6 окт. 2024 г.

Трансформация инженерного образования

/

В Красноярском крае придумали, как готовить инженеров, востребованных на производстве.

Ответы на эти вопросы искали представители образовательного сообщества и крупного бизнеса на круглом столе «Проблемы инженерного образования: вызовы и реальность». Мероприятие стало одним из событий XII Международного конгресса и выставки «Цветные металлы и минералы», прошедшего в Красноярске при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Спрос и предложение

Участники круглого стола были едины во мнении, что дефицит высококвалифицированных инженеров больше всего ощущается в металлургии. В вузы и колледжи приходят абитуриенты, не желающие работать на производстве, так как не видят для себя перспектив.

«С проблемой нехватки кадров заводы столкнулись около пяти лет назад, а университеты ощутили её намного раньше. Мы поняли, что у нас просто нет конкурса на направление металлургии», - поделился наблюдениями доцент СФУ, руководитель проекта «Распределённый горно-металлургический колледж» Эдвард Рудницкий.

Тем временем, требования предприятий к качеству подготовки инженерных кадров растут. Это связано с развитием высокотехнологичных производств, их цифровизацией. Чтобы отвечать запросам работодателей, выпускник вуза должен иметь серьезный бэкграунд:

Такие молодые специалисты – редкость для Новоангарского обогатительного комбината.  Средний возраст работников - 42 года, есть и 72-летний рекордсмен, чей непрерывный стаж составляет уже полвека. Часто, освоив одну рабочую профессию, работники предприятия не учатся дальше, у многих нет даже среднего профессионального образования. С такой командой сложно внедрять новое оборудование - требуется гораздо больше времени для понимания современных технологий и освоения новых инструментов.

«Со стороны нашей группы компаний запрос к системе профессионального и высшего образования такой же, как у всех: мы хотим видеть заинтересованных выпускников, будущих специалистов, - признался начальник управления по работе с персоналом комбината Александр Захаров. -  Ключевая проблема, с которой мы столкнулись - географическая удаленность. Нужно, чтобы образование было ближе к предприятиям. Рядом, в соседних районах и городах нет ни одного техникума со специальностями нужного нам профиля».

Новоангарский обогатительный комбинат расположен в Мотыгинском районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Ближайший город Лесосибирск находится в 60 км, Красноярск – в 300 км. В Норильске, удаленном от краевого центра на 1 500 км, есть сразу несколько профильных образовательных учреждений почти в шаговой доступности от предприятий. Однако, кадров всё равно не хватает.  

 «У нас есть запрос на значительное количество инженеров ежегодно, но мы эту потребность не закрываем, - отметил главный металлург Заполярного филиала «Норникеля» - начальник Управления технологического планирования и контроля Научно-технического департамента Леонид Крупнов. -  Мы проигрываем в борьбе за выпускника школы из-за недостаточного престижа нашей отрасли. Всего лишь 13% школьников сдают ЕГЭ по химии, 15% - по физике. Это те предметы, которые позволяют поступать на наши специальности. Требуется общее понимание, запрос общества на подготовку будущих инженеров, начиная со школы».

Где искать будущих инженеров?

Инженерное образование требует серьёзной фундаментальной базы. Для того, чтобы вырастить специалиста, который будет в состоянии не только поддерживать в рабочем состоянии имеющиеся технологии, но и разрабатывать, внедрять что-то новое, начинать работу с подрастающим поколением необходимо ещё со школьной скамьи.

Одним из решений в Норильске считают развитие профессионального трека в школе, вузе, на предприятиях. «Норникель» давно поддерживает профильные классы и сейчас совместно с Заполярным госуниверситетом создает инновационный лицей имени Долгих.

«Необходимо наладить систему выявления талантливых школьников и их сопровождение до поступления в вузы, - уверен Аркадий Тарасевич, проректор по научной работе и международной деятельности ЗГУ. Для начала достаточно простого интереса к точным наукам, любознательности и трудолюбия. Сухая теория, тесты и, как итог, ЕГЭ – это то, что на корню рубит живой интерес к науке, формирует шаблонное мышление. Теория должна быть дополнена практикой и экспериментами. Часть задач, например, по химии и физике, может ставиться на конкретных примерах. Дети всегда выберут то, что интереснее. Будущий инженер, способный решать нестандартные задачи, должен выходить за рамки школьной и университетской программы».

Самый масштабный кадровый резерв сосредоточен в колледжах и техникумах. В Сибирском федеральном университете думают над тем, как сделать техническое образование привлекательным для выпускников с дипломами о среднем профессиональном образовании.

«Мы вышли с инициативой создать в вузе новую структуру, которая бы объединила среднее профессиональное и высшее образование. Мы выстраиваем интегрированные образовательные программы, учебные планы, чтобы сократить время подготовки на высшей ступени для тех ребят, которые пришли с СПО», - рассказал доцент СФУ Эдвард Рудницкий.

Третий источник пополнения инженерных кадров – сами предприятия. В Заполярном государственном университете стали нормой целые группы работающих студентов.

«На сегодняшний день очень высок запрос на обучение работников металлургических предприятий без отрыва от производства, - отметила Наталия Ванюкова, заведующая кафедрой металлургии цветных металлов ЗГУ. - Большое количество поступающих студентов стараются совмещать получение образования с работой на предприятии. Причем, многие хотят получить не только степень бакалавра, но и магистра. Именно этот уровень образования очень важен для дальнейшего карьерного и профессионального роста. Поэтому спрос на магистерские программы по металлургии растет».

Как готовить инженеров, способных решать нестандартные задачи?

«Предприятия металлургического сектора сегодня работают в условиях жестких требований к снижению негативного влияния на окружающую среду. Существует проблема: как уложить в два года магистратуры все эти знания?», - обратила внимание руководитель магистерской программы «Технологии производства тяжелых цветных и благородных металлов» СФУ Наталья Олейникова.

Учебные планы приходится пересматривать, включать в них новые компетенции, которые должны освоить студенты. Кроме того, тренд на увеличение числа взрослых студентов заставляет вузы внедрять новые образовательные форматы.

Доцент СФУ Эдвард Рудницкий предложил совместить современные цифровые технологии с советскими наработками, когда заводчане после работы приходили на кафедры учиться. Сейчас, работая на предприятии, студенты могли бы онлайн подключаться к занятиям и проходить учебную программу. Кроме того, для них разрабатывают форматы дистанционного обучения, которое не уступает полноценному. Помогают преподавателям онлайн-общение со студентами и семинары с привлечением ведущих специалистов, цифровые рабочие тетради и даже лабораторные работы в электронном формате. В Заполярном университете осваивают гибридные форматы, когда в образовательном процессе совмещается онлайн и офлайн обучение.

«Внедрение в образовании дистанционных цифровых технологий, искусственного интеллекта может способствовать росту инженерных компетенций. Однако, при использовании этих современных технологий необходимо иметь здоровую осмотрительность. Теоретические знания и умение проходить тесты по базовым дисциплинам ещё не означает наличие компетенций и инженерного опыта, которые приобретаются только на практике», - предостерег проректор ЗГУ Аркадий Тарасевич.

Чтобы удовлетворить запрос предприятий на высококвалифицированных специалистов, вузам необходимо тесно сотрудничать с производственниками. ЗГУ одним из первых вузов в России начал готовить студентов по компетенциям главного работодателя региона - компании «Норникель». По такому же пути пошли в Красноярске. Будущих профессионалов там будут обучать в Инженерном образовательном центре.

«Самостоятельно готовить инженера – это практически немыслимая задача, - заявил Денис Капулин, директор института космических и информационных технологий СФУ. - Необходимо вовлечение партнеров, индустрии в образовательную среду. Нам центр видится как некое технологическое бюро, которое призвано по принципам бережливого производства брать у партнеров-предприятий задачи, анализировать их и преобразовывать в учебные».

Участники круглого стола обсудили, что образовательному и бизнес-сообществу вместе предстоит перейти от подготовки «плоского» инженера - к «объемному». Такой специалист должен уметь работать не по четко сформулированному заданию, а по более общим техническим требованиям, а иногда даже на основе возникнувшей идеи. Он сам становится разработчиком, постановщиком задач.

В университетах базовое образование обязательно должно сопровождаться вовлечением в научные исследования и опытно-конструкторские работы. Это могут быть как фундаментальные, так и прикладные задачи, примеры с производства. В комплексе такой подход позволит кардинально повысить уровень инженерного образования в стране.

 

Источник фото: https://polaruniversity.ru/news/universitet/transformatsiya_inzhenernogo_obrazovaniya/