11 окт. 2024 г.
Веб-приложение, которое позволит муниципальным службам и жителям с большей точностью оценивать время в пути и избегать повышенного трафика даже в часы, когда дороги наиболее загружены, спроектировали специалисты НОЦ «Енисейская Сибирь» совместно с компаниями-партнёрами.
Как пояснили в проектном центре разработчиков, сервис будет предназначен не только для оценки дорожного движения по существующим трассам, но и для помощи в проектировании дорожной инфраструктуры новых жилых районов.
Образование заторов на дорогах вредит не только жителям мегаполисов, но и экономике и экологии в целом, рассказали специалисты научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь». Многочасовые пробки повышает общую загазованность городского воздуха из-за увеличения выбросов продуктов горения топлива в двигателях, добавили ученые.
Переориентирование потоков общего и личного наземного транспорта тоже возможно до определённого предела, пока затор не затронет и альтернативную дорогу. Поэтому в современном мире разрабатываются модели для планирования новой городской инфраструктуры с учётом транспортной доступности узловых городских и районных точек.
Чем быстрее движутся транспортные потоки, тем выгоднее городу. Город становится привлекательнее как для бизнеса, так и для жителей. Легче перемещаться работникам, живущим далеко от места работы, товарным фурам, которые доставляют товары в магазины и на маркетплейсы, где скорость доставки является базовым преимуществом,— отметил один из авторов разработки, заведующий центром искусственного интеллекта СФУ Олеслав Антамошкин.
Коллектив исследователей НОЦ «Енисейская Сибирь» и компаний-партнёров прошли первый этап разработки единой системы для управления транспортными потоками на основе статистических данных о ситуациях на дорогах и нормативных документов для разных транспортных единиц на улицах города — автомобилей, автобусов и грузовиков различного типа.
Для каждого человека в конечном счёте важно удобство, скорость передвижения, меньше стоять в пробках. И благодаря нашей системе на рядовом участнике дорожного движения перестанут проводить эксперименты. Все ходы будут просчитаны заранее, и выбрано лучшее решение,— пояснил Антамошкин.
Учёный рассказал, что в основе новой системы лежат алгоритмы машинного обучения, в которые на «входе» закладываются многочисленные данные о проблемных ситуациях — ДТП, пробках, сложных перекрёстках, погодных условиях, а также информация о пропускной способности улиц. На «выходе» система выдает, во сколько обойдётся городу то или иное преобразование дорог, развязок и прочей инфраструктуры и насколько такие изменения будут способствовать разгрузке дорог.
Сегодня первая версия программы работает с использованием вычислительных мощностей Сибирского федерального университета, которые обеспечивают работу системы для Красноярска и других крупных городов края.
Система легко масштабируется. В неё можно "загрузить" любой город, любые объекты дорожного хозяйства, мосты, акведуки, развязки, светофоры, смоделировать движение в различных условиях от первого снегопада до туманов, ограничивающих видимость, и прочее. В конечном итоге она будет пригодна для любого густонаселённого города,— подчеркнул Олеслав Александрович.
Деятельность НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь», проектный офис которого работает на базе Сибирского федерального университета, направлена на улучшение экологической ситуации в регионе и декарбонизацию промышленности России. В НОЦ входят девять университетов, пять научно-исследовательских институтов и 14 промышленных предприятий. Научно-образовательные центры создаются в рамках национального проекта «Наука и университеты» Минобрнауки России.
Источник фото: https://news.sfu-kras.ru/node/29213