6 дек. 2024 г.

Эксперты Красноярского научного центра СО РАН востребованы в проектах дополнительного образования школьник

/

Основная миссия сотрудников Федерального исследовательского центра – это получение фундаментальных научных результатов и подготовка высококвалифицированных специалистов. В Красноярском научном центре СО РАН активно идет подготовка специалистов высшей квалификации в аспирантуре и ординатуре. Для того, чтобы обеспечить приток мотивированной молодежи в науку, сотрудники центра успешно работают со школьниками в рамках проекта «Базовые школы РАН». Кроме этого ученые и сотрудники центра востребованы как эксперты в области дополнительного образования и активно участвуют в подобных проектах на федеральном и региональном уровнях. В конце ноября они приняли участие в работе нескольких подобных площадок.

Научно-технический потенциал Сибири

С 27 по 29 ноября в Красноярском краевом Дворце пионеров состоялся краевой молодёжный форум «Научно-технический потенциал Сибири». В мероприятии приняли участие 400 школьников со всего Красноярского края. Они представили свои исследовательские работы и технические проекты в двух номинациях: «Научный конвент» и «Техносалон». Теоретические исследования и проекты, которые находятся на стадии разработки, были представлены в формате конференции. А готовые технические проекты и исследовательские работы с практическим применением были показаны на выставке.

Красноярский научный центр СО РАН стал партнером форума. Сотрудники КНЦ СО РАН стали экспертами выставки по направлениям «Прикладная радиоэлектроника и энергетика», «Информационные технологии в решении инженерных задач», «Физико-математическое», конференции по направлениям «Химия и пищевые технологии», «Физика и астрономия».

Своими впечатлениями от конкурса поделился один из экспертов Александр Фрейдман, старший научный сотрудник Института физики им. Л.В. Киренского: «Было много интересных работ. Там две категории: старшеклассники и младшая группа. Одна из работ – разработка винтового парашюта с управляемым наклоном лопастей. За эту работу мы присудили первое место. Так же первое место получила девочка из Ачинска. Из подручных материалов, полиэтиленовых труб, ленты и моторчика, она собрала работающий генератор, который снимает электрический заряд с металлических чашек. Это впечатлило комиссию. Также мне запомнились математические работы, включая расчёт числа Пи разными способами, и работы по военной тематике, например, противобуксовочное устройство для автомобилей. Уровень работ и конкуренции был высоким. Мне показалось, что между школами из разных регионов нет большой разницы в уровне, все примерно равны. Успех зависит от таланта и упорства конкретного человека и его стартовых возможностей. Да, важен вклад научного руководителя, но на таких конференциях важнее сам человек, его умение реализовать идею. Если больше работал научный руководитель, все рассказал и показал — это сразу видно. Но если человек сам что-то придумал и реализовал, это понятно после первых же вопросов. Такие мероприятия дают возможность ребятам даже из маленьких поселков проявить себя, пополнить свое портфолио проектами, которые дадут серьезное преимущество в будущем».

Эксперты по достоинству оценили труд юных исследователей и изобретателей, и дали рекомендации участникам. Также в рамках форума состоялся конкурс «Научные бои», в котором шесть финалистов представили свои работы и проекты в формате «StandUp» на Большой сцене Дворца пионеров. Ученые Красноярского научного центра СО РАН также выступили с научно-популярными лекциями для участников форума. Форум стал не только праздником науки и творчества, объединившим молодых исследователей, студентов, педагогов и специалистов из различных областей, но и местом для обмена опытом, идеями и новыми знакомствами.

Всероссийский съезд учителей биологии

27-28 ноября в Образовательном центре «Сириус» прошел Всероссийский съезд учителей биологии. Основной темой съезда стало обсуждение концепции биологического образования в Российской федерации. Оторванность школьной программы от современной науки волнует и научное и педагогическое сообщество. Предлагая и обсуждаемая сейчас на федеральном уровне концепция биологического образования призвана устранить этот недостаток. Одним из спикеров секции «Биологические знания в системе дополнительного образования школьников: научное волонтерство, проектная деятельность» стал руководитель службы научных коммуникаций Егор Задереев.

«Я участвовал в секции по дополнительному образованию, которое уже и сейчас имеет огромное количество предложений. В своем выступлении про игровые и конкурсные формы рассказал про один из удачных форматов, используемых Информационными центрами по атомной энергии», - это интеллектуальное ток-шоу «Суд над супергероями» и всероссийскую просветительскую акцию «Открытая лабораторная». Два этих проекта разбавил информацией про реализацию проекта базовые школы РАН в Красноярске, в частности про создание генетической лаборатории. Что объединяет озвученные мной форматы: участие представителей научного сообщества в образовательном/проектном процессе; отсутствие привязки к школьной программе и формальным критериям; ориентация на современные научные представления. У них есть как свои преимущества (высокая вовлеченность участников; участники получают не только знания, но и практически навыки (soft skills); профориентация, воспитание критического мышления), так и недостатки (высокая стоимость «контакта»; неопределенный правовой и организационный статусы; сложность интеграции в общеобразовательную программу). Секция по допобразованию получилась просто отличной. Были представлен весь набор возможных активностей, от Кванториумов до традиционных станций юных натуралистов, от проектов с элементами гражданской науки до игровых форматов. Уверен, что именно дополнительное образование может стать связующим мостиком между школой и современной научной картиной мира», - прокомментировал свое участие в съезде Егор Задереев.

 

Источник фото: https://ksc.krasn.ru/news/dopobrazovanie/